Доступная среда
Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах | Специально оборудованные учебные кабинеты |
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Практические занятия, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрены. |
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют. |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивные объекты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеются. |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СТОЛ С БУСИНАМИ «МОЗАИКА» СТАБИЛОТРЕНАЖЕР НАСТЕННЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БИЗИБОРДЫ |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) объект – МБДОУ детский сад № 16 является частично (условно) доступным: конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения, а также иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной калитки на территорию здания. Учреждение оснащено тактильными информационными табличками.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей. В целях обеспечения доступности для
|
Информация о специальных условиях питания | Питание соответствует требуемым санитарным нормам и правилам СанПиН 2.4.1.3049-13: сбалансированное четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и горячий полдник). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. |
Информация о специальных условиях охраны здоровья | Специальные условия охраны здоровья, отсутствуют. |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен. |
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. |
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Детский сад № 4 не реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеет. |
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Общежитий и интернатов нет. |
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Жилые помещения в общежитии и интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют. |
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввел принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения МПМПК – важнейший этап подтверждения статуса ребенка с ОВЗ.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность.
В нашем детском саду были открыты 2 группы компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи,
а также созданы условия:
кадровые — педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, музыкальный руководитель;
Циклограмма работы учителя-логопеда_И.С. Жидковой 2021-2022 уч.год_подпись
Циклограмма работы учителя-логопеда Белохвастовой Я.Н. на 2021-2022 гг._подпись
Циклограмма деятельности дополнительных образовательных услуг на 2021-2022 гг._подпись
Циклограмма работы педагога-психолога на 2021-2022 гг_подпись
Годовой план педагога-психолога Ковалева В.О._подпись
материально-технические – оборудованы: речевые центры в группах,
кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, установлено мультимедийное оборудование, интерактивный столик «Подсолнух», интерактивная доска.
Разработано нормативно — правовое обеспечение образования детей с ОВЗ:
Положение о психолого-медико -педагогическом консилиуме,
Положение о группах компенсирующей направленности,
приобретены учебно-методические комплекты.
Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в группы компенсирующей и комбинированной направленности Учреждений осуществляется на основании заключения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – МПМПК) и заявления родителей (законных представителей.
Дети с нарушениями речи, не имеющие статус ОВЗ, направляются в группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на основании протокола расширенного выездного заседания
Комиссии с участием ПМПк (консилиума) Учреждения, с привлечением врача-логопеда лечебного учреждения (по согласованию), с участием специалистов Управления.
ПМПк детского сада является одной из форм взаимодействия
специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ПМПк детского сада являются:
— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;
— комплексность в подходах к предупреждению и преодолению отклонений в развитии познавательной сферы ребенка и становлении отдельных сторон его личности;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
— консультирование родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных и/или конфликтных ситуаций.
Для детей с тяжелыми нарушениями речевого развития (общим недоразвитием речи)
в нашем детском саду реализуется
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР_compressed
Годовой план_учителя-логопеда_Белохвастовой Я.Н._на 2020-2021 учебный год
Годовой план_учителя-логопеда_Жидковой И.С._на 2020-2021 уучебный год
Циклограмма работы_учителя-логопеда _Белохвастовой Я.Н._на 2020-2021 учебный год
Циклограмма работы_учителя-логопеда_Жидковой И.С._на 2020-2021 учебный год
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей
интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Программа включает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
Основная цель данной программы — раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений и преодоление недостатков в речевом развитии, а также овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.
Адаптированная программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой. Данная комплексная программа содержит полный комплект учебно-методической литературы, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя) детского сада, а также при участии родителей в реализации программных требований. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ОНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей
Для детей, имеющих фонетико-фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи разработана Адаптированная образовательная программа в соответствии с ФГОС ДО.
Основная цель данной программы — создание условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия.
В основу разработки адаптированной программы положены:
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Воспитание и обучение детей с ФФНР (подготовительная группа) Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.
Программы коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе детского сада. Нищева Н.В.
Программа « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Исходя из ФГОС ДО в «Программах» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ОНР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР и ФФНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В группах компенсирующей направленности для детей имеющих нарушение речи оборудованы логопедические уголки.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);
- индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с нарушением речи имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками. В ней дети реализуют свои способности.
Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
Наш логопедический кабинет по целенаправленному оснащению и применению можно разделить на несколько рабочих зон:
Рабочий стол учителя-логопеда.
На рабочем столе находится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; протоколы по набору и выводу детей из речевой группы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журналы обследования речи детей (по возрастным группам); журнал посещаемости; речевые карты и тд.
Информативная зона для педагогов и родителей, расположена на планшете «Советы логопеда», в раздевалке логопедической группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Зона индивидуальной работы и коррекции произношения, располагает настенным зеркалом, рабочим материалом с артикуляционными укладами и картотекой артикуляционной гимнастики, изображениями основных артикуляционных упражнений, сменные игрушки на развитие физиологического дыхания, соответствующий занимательный картинный материал, а так же дидактическая гусеница с кармашками для картинного материала, рассказы и сказки для пересказов, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.
Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты — это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов, учебным материалом – «Характеристика звука», «Место звука в слове», схемы для разбора слов, предложений, фишки, и другое.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:
справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения;
методическая литература по преодолению ОНР и ФФНР;
учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах); занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки).
Зона ТСО (технических средств обучения) представлена «Логопедической шхуной»- это интерактивный развивающий комплекс с коррекционной направленностью, содержащий в себе: информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы; дидактический материал и методические пособия; развивающие и обучающие игры; научные и практические мультимедийные презентации, которые используются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях; игровые упражнения и задания.
«Логопедическая шхуна»- включает в себя: стол для пескотерапии с подсветкой , для развития мелкой моторики рук. Дети работают с двумя видами песка – кварцевым и кинетическим. Крышка стола играет роль коврографа.
Сенсомоторная зона :
развивающая игра «Сенсино» напольная, игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки.
пособия по развитию мелкой моторики,
логопедический комплекс « Говорюша»
игровой набор «Дары Фрёбеля»
Стол с кинетическим песком,
шарики для Су-Джок терапии, прищепки, пазлы, бусы и др.
НАСТЕННАЯ ПАНЕЛЬ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
НАСТЕННЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БИЗИБОРДЫ
Игровая зона: свободная площадь кабинета с привлечением мячей с эмоциями;
большой дидактический куб «Замок»- это многофункциональная игрушка, представляет собой куб, каждая грань, которого имеет свое игровое значение : 1 — звуковая панель с различными звучащими элементами; 2 — магнитный лабиринт с шарами; 3 — зигзаг-лабиринт; 4- тропинки-лабиринт, 5 -скользящие фигуры.
Вопросы о предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования
Вы можете задать заведующему детским садом
Ермолаевой Оксане Михайловне
Контактная информация:
тел. 8(863-5)24-80-71;
e-mail: mdoyn16@mail.ru