Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

 

Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

Живут на планете особые дети.

Не бегают утром они по росе.

Стихов не читают и даже не знают,

Как ветер шумит на реке в камыше.

                                     Но мы им поможем, хоть трудно порою,

                                     Увидеть росинку, услышать грозу.

                                     Потрогать холодной зимою снежинку.

                                     А летом цветок, что растёт на лугу.

Мы их успокоим и крепко обнимем.

Они благодарно посмотрят в глаза.

И в это мгновенье, как божье знамение,

Раскрасятся радугою небеса.

                                      Живут на планете счастливые дети.

                                      А мы рядом с ними, с заботой о них.

                                     Живут в окружении любви и терпенья.

                                      И нету счастливее их на земле.

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввел принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения МПМПК – важнейший этап подтверждения статуса ребенка с ОВЗ.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность.

В  2016 году

 в рамках выполнения программы «Развитие образования города Новочеркасска»

в нашем детском саду были открыты 2 группы компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи,  

а также созданы условия:

кадровые —  педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, музыкальный руководитель; 

материально-технические – оборудованы:  речевые центры в группах,   кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога,  установлено мультимедийное оборудование, интерактивный столик «Подсолнух», интерактивная доска.

Разработано нормативно — правовое обеспечение образования детей с ОВЗ:

,

,

приобретены учебно-методические комплекты.

Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья  в группы компенсирующей и комбинированной направленности Учреждений осуществляется на основании заключения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – МПМПК) и заявления родителей (законных представителей.

Дети с нарушениями речи, не имеющие статус ОВЗ, направляются в группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на основании протокола расширенного выездного заседания

Комиссии с участием ПМПк (консилиума) Учреждения, с привлечением врача-логопеда лечебного учреждения (по согласованию), с участием специалистов Управления.

ПМПк  детского сада является одной из форм взаимодействия

специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ПМПк детского сада являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;

— комплексность в подходах к предупреждению и преодолению отклонений в развитии познавательной сферы ребенка и становлении отдельных сторон его личности;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

— консультирование родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных и/или конфликтных ситуаций.

Для   детей  с тяжелыми нарушениями речевого развития (общим недоразвитием речи)

в нашем детском саду реализуется

разработанные в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.

       В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей
интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа включает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;

 Основная цель данной программы — раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений и преодоление недостатков в речевом развитии, а также овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

Адаптированная программа разработана  на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» под редакцией  Н.В. Нищевой. Данная комплексная программа содержит полный комплект учебно-методической литературы, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя) детского сада, а также при участии родителей в реализации программных требований. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ОНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей

Для детей, имеющих фонетико-фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи разработана  Адаптированная образовательная программа  в соответствии с ФГОС ДО.

Основная цель данной программы —  создание условий для устранения речевых недостатков у детей  старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением  речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия.

     В основу разработки адаптированной программы положены:

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей с ФФНР (подготовительная группа) Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.

Программы коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе детского сада. Нищева Н.В.

Программа « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Исходя из ФГОС ДО в «Программах» учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ОНР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР и ФФНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В группах компенсирующей направленности для детей имеющих нарушение речи оборудованы логопедические уголки.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:

  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
  • пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

     Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с нарушением речи имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками. В ней дети реализуют свои способности.
Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Наш логопедический кабинет по целенаправленному оснащению и применению можно разделить на несколько рабочих зон:

Рабочий стол учителя-логопеда.

На рабочем столе находится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; протоколы по набору и выводу детей из речевой группы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журналы обследования речи детей (по возрастным группам); журнал посещаемости; речевые карты и тд.

           Информативная зона для педагогов и родителей,  расположена на планшете «Советы логопеда», в раздевалке логопедической группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

           Зона индивидуальной работы и коррекции произношения,  располагает настенным зеркалом, рабочим материалом с артикуляционными укладами и картотекой артикуляционной гимнастики, изображениями основных артикуляционных упражнений, сменные игрушки на развитие физиологического дыхания, соответствующий занимательный картинный материал, а так же дидактическая гусеница с кармашками для картинного материала, рассказы и сказки для пересказов, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.

           Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты — это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов,  учебным материалом – «Характеристика звука», «Место звука в слове», схемы для разбора слов, предложений, фишки, и другое.

  Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:

справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;                    

                                   методическая литература по преодолению ОНР и ФФНР;                 

                            учебно-методическая литература по обучению грамоте;                                                            учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);    занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки).

           Зона ТСО (технических средств обучения) представлена «Логопедической  шхуной»- это интерактивный развивающий комплекс с коррекционной направленностью,  содержащий в себе:  информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы; дидактический материал и методические пособия; развивающие и обучающие игры; научные и практические мультимедийные презентации, которые используются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях; игровые упражнения и задания.

 «Логопедическая  шхуна»- включает в себя: стол для пескотерапии с подсветкой , для развития мелкой моторики рук. Дети работают с двумя видами песка – кварцевым и кинетическим. Крышка стола играет роль коврографа.

Сенсомоторная зона :

развивающая игра «Сенсино» напольная, игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки.

пособия по развитию мелкой моторики,

логопедический комплекс « Говорюша»

игровой набор «Дары Фрёбеля»

Стол с кинетическим песком,

шарики для Су-Джок терапии, прищепки, пазлы, бусы  и др.  

Игровая зона: свободная площадь кабинета с привлечением мячей с эмоциями;

большой дидактический куб «Замок»- это многофункциональная игрушка,  представляет собой куб, каждая грань,  которого имеет свое игровое значение : 1 — звуковая панель с различными звучащими элементами; 2 — магнитный лабиринт с шарами; 3 — зигзаг-лабиринт; 4-  тропинки-лабиринт, 5 -скользящие фигуры.

Вопросы о предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования

Вы можете задать заведующему детским садом

Ермолаевой Оксане Михайловне

Контактная информация:

тел. 8(863-5)24-80-71;

e-mail:  mdoyn16@mail.ru