Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям родного края
Знакомство с прялкой и веретеном
Конспект фольклорного праздника
Сценарий праздника Покровская Ярмарк
Театрализация казачьей сказки Доброе сердце дороже красоты
Опыт работы МБДОУ детского сада № 16 по
«Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре
Донского края в процессе приобщения к обычаям и традициям».
«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский.
В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что часть программы, формируемой участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента проходит через пять основных направлений: социально-коммутативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Ознакомление детей с историей Донского края, природным окружением происходит во всех видах детской деятельности.
В течение нескольких лет МБДОУ детский сад № 16 работал над проблемой реализации регионального компонента в ДОУ, и своей целью ставил создание условий, способствующих построению целостной системы взаимодействия педагогов в процессе ознакомления дошкольников с культурой Донского края. К 2015 году в ДОУ сложилась такая модель взаимодействия, которая подразумевает ее реализацию на нескольких уровнях: управленческом, методическом, психолого-педагогическом. Вопросы подготовки кадров, способных обеспечить качественные результаты освоения современных образовательных программ и технологий решаются на уровне ДОУ, города и области. Педагоги детского сада участвуют в подготовке и проведении тематических недель, посвященных вопросам использования новых форм работы по повышению квалификации в условиях реализации ФГОС ДО.
Неотъемлемой формой повышения квалификации являются городские методические объединения, где педагоги представляют свой опыт работы по вопросам введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс. Заведующий ДОУ, Ермолаева О.М. , ежегодно посещает и принимает участие во Всероссийских научно-практических семинарах и конференции (с международным участием) по проблемам : « Стратегии развития дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО и профессионального образовательного стандарта « Педагог»», которые проводились в г.Сочи, поселке Лоо, с. Кабардинка, где обменивается опытом работы с коллегами.
В 2014 году МБДОУ детскому саду № 16 был присвоен статус «казачье». Приказом Управления образования Администрации города Новочеркасска № 385 от 24.06.2014года, в целях совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений и обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализации содержания регионального образования МБДОУ № 16 стал «муниципальной опорной площадкой », которая предусматривает проведение занятий для педагогов города Новочеркасска по теме: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре Донского края в процессе приобщения к обычаям и традициям». По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Педагоги имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров — практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей донской природы, сборники музыкальных произведений.
Особое внимание было уделено созданию развивающей предметно-пространственной среды, в ДОУ , создан мини-музей «Быт донских казаков»», где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края , мира казачьего фольклора, языка, уклада жизни. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города», «Мой край» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Казачка», предметы обихода, макет жилища донских казаков, карты РФ и РО, макеты жилищ донских казаков. Оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина», где дети знакомятся с Российской государственной символикой и символикой Донского края.
В ДОУ создан детско-взрослый ансамбль « Донские напевы», который является активным участников всех городских и областных мероприятий по реализации регионального компонента.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, казачьи посиделки, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конференций, конкурсов и выставок, проводимых в городе и детском саду. Работа в социуме дает возможность расширить культурно-образовательную среду, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Коллектив МБДОУ строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- Учет запросов общественности
- Принятие политики детского сада социумом
- Формирование содержания обязанностей детского сада и социума
- Сохранение имиджа учреждения в обществе
- Установление коммуникаций между детским садом и социумом.
Таким образом, за время работы ДОУ по проблеме реализации регионального компонента сложилась определенная система работы, направленная на совершенствование педагогического мастерства, использование современных методик и технологий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста, в целом это позволило значительно повысить качество организации воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на богатство Донского края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Sorry, the comment form is closed at this time.