Дек 112014
 

Содержание и результаты образовательной деятельности

МБДОУ детского сада № 16

Основные документы

            Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с современными требованиями ФГОСДО и реализуемой программой

«От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. рекомендованной УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования 2016 года.

Ведущие цели программы

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основные задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно–образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи.
  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения

Необходимо отметить, что цели и задачи воспитания и образования определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической диагностики, потребностей родителей, социума.

В ДОУ разработана «Образовательная программа», в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы.

В работе творчески используются авторские программы и технологии:

И.А. Лыковой «Цветные ладошки»,

И.И. Крыловой, И.В. Алексеевой «Театрализованная ритмопластика»,

О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова «Мир открытий».

В.В. Воскобович, Т.Г. Харько «Сказочные лабиринты игры».

С.Н. Николаева «Юный эколог»

И.И.Алексеева, И.В.Крылова «Театрализованная ритмопластика для детей дошкольного возраста».

В настоящее время нарушение речи у детей дошкольного возраста стало серьезной проблемой и в помощи учителя-логопеда нуждается все больше детей.

Для   детей  с тяжелыми нарушениями речевого развития (общим недоразвитием речи) в нашем ДОУ реализуется Адаптированная образовательная программа разработанная в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.

Основная цель данной программы — раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений и преодоление недостатков в речевом развитии, а также овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

Адаптированная программа разработана  на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» под редакцией  Н.В. Нищевой. Данная комплексная программа содержит полный комплект учебно-методической литературы, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Среди современных дошкольников большую группу составляют дети, имеющие фонетико-фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В силу ряда причин у них нарушено формирование звуковой стороны речи, затруднено овладение звуковыми средствами языка. При отсутствии своевременной логопедической помощи у ребенка не только будет серьезно нарушено развитие устной речи, но в дальнейшем при обучении в школе возникнут трудности при освоении письменной речи.

С такими детьми мы работаем по Адаптированной образовательной программе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи разработанной  в соответствии с ФГОС ДО.

Основная цель данной программы —  создание условий для устранения речевых недостатков у детей  старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением  речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия.

В основу разработки адаптированной программы положены:

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Воспитание и обучение детей с ФФНР (подготовительная группа) Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.

Программы коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе детского сада. Нищева Н.В.

Программа « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Педагогический процесс детского сада представляет собой целостную систему, которая охватывает все основные направления развития ребенка-дошкольника:

  • Познавательное

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  • Речевое

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  • Художественно-эстетическое

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

  • Социально-коммуникативное

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интелекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Физкультурное

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в ДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой дошкольного образования.

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон (центров), оснащенных развивающим материалом.

Центр «Книжный  уголок» Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию:

детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей;

иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;

материалы о художниках – иллюстраторах;

портреты поэтов, писателей (старший возраст);

тематические выставки;

Центр «Уголок природы»

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности:

календарь природы,

комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями,

сезонный материал,

стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую тематику,

макеты,

литература   природоведческого содержания, набор картинок, альбомы

обучающие и дидактические игры по экологии,

инвентарь   для трудовой деятельности,

природный   и бросовый материал,

развивающая панель «Времена года»

Центр «Уголок развивающих игр»

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей:

дидактические игры,

настольно-печатные игры,

игры направленные на развитие логического мышления,

познавательный материал,

коврограф,

материал для детского экспериментирования

Центр «Строительная  мастерская»

Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

 

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца:

напольный строительный материал;

настольный строительный материал,

пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями),

конструкторы с металлическими деталями- старший возраст,

схемы и модели для всех видов конструкторов,

мягкие строительно-игровые модули,

транспортные игрушки,

схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).

Центр «Игровая  зона»

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление жизненного опыта:

атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья» (куклы разной величины, кроватки, коляски, набор кухонной, столовой и чайной   детской посуды, набор по уходу за куклой на тележке. «Больница» (игровой набор «Доктор с тележкой», «Магазин» (весы, набор овощей и фруктов из ПФХ, игровой набор «Супермакет»),  «Парикмахерская» , «Библиотека»,

игрушки :машины (грузовики, самосвалы, фургоны, джипы, бронетранспортеры и т.д.), каталки «Бабочка», «Паровозик», «Шарик» и т.д.

предметы- заместители

Центр «Уголок безопасности»

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Расширение познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной деятельности: дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП ;

-макеты  перекрестков,  районов  города,

-Дорожные  знаки,

-литература  о  правилах  дорожного  движения

Центр «Краеведческий уголок»

Расширение краеведческих представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта:

государственная и областная символика;

образцы казачьих костюмов,

наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.,

предметы народно- прикладного искусства,

предметы казачьего быта,

детская художественная литература

Центр «Театрализованный уголок»

Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Развитие творческих способностей ребенка, стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях:

ширмы,

элементы костюмов,

различные виды театров (в соответствии с возрастом),

предметы декораций

Центр «Творческая мастерская»

Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Центр «Музыкальный уголок»

Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности:

детские музыкальные инструменты,

портреты композиторов (старший возраст),

магнитофон, набор аудиозаписей,

музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные), игрушки- самоделки,

музыкально- дидактические игры,

музыкально- дидактические пособия.

В группах компенсирующей направленности для детей имеющих нарушение речи имеются логопедические уголки.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

 

Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с нарушением речи имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками. В ней дети реализуют свои способности.
Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Наш логопедический кабинет по целенаправленному оснащению и применению можно разделить на несколько рабочих зон:

Рабочий стол учителя-логопеда.

На рабочем столе находится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; протоколы по набору и выводу детей из речевой группы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журналы обследования речи детей (по возрастным группам); журнал посещаемости; речевые карты и тд.

Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете «Советы логопеда», в раздевалке логопедической группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Зона индивидуальной работы и коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочим материалом с артикуляционными укладами и картотекой артикуляционной гимнастики, изображениями основных артикуляционных упражнений, сменные игрушки на развитие физиологического дыхания, соответствующий занимательный картинный материал, а так же дидактическая гусеница с кармашками для картинного материала, рассказы и сказки для пересказов, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.

Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов,  учебным материалом – «Характеристика звука», «Место звука в слове», схемы для разбора слов, предложений, фишки, и другое.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:

справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;                                                       методическая литература по преодолению ОНР и ФФНР;                                             учебно-методическая литература по обучению грамоте;                                                            учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);                                                                                                                 пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);    занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки) и т.д.

Зона ТСО (технических средств обучения).

Представлена «Логопедической  шхуной»  это интерактивный развивающий комплекс с коррекционной направленностью содержащий в себе информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы, дидактический материал и методические пособия, развивающие и обучающие игры, научные и практические мультимедийные презентации, которые используются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, игровые упражнения и задания. Включает в себя: стол для пескотерапии с подсветкой для развития мелкой моторики рук. Дети работают с двумя видами песка – кварцевым и кинетическим. Крышка стола играет роль коврографа.
Сенсомоторная зона

развивающая игра «Сенсино» напольная, игра развивает тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм, позволяет развивать коммуникативные навыки.

пособия по развитию мелкой моторики,

игровой набор «Дары Фрёбеля»

Стол с кинетическим песком,

шарики для Су-Джок терапии, прищепки, пазлы, бусы  и др.

Игровая зона

свободная площадь кабинета с привлечением мячей с эмоциями,

большой дидактический куб «Замок»  это многофункциональная игрушка  представляет собой куб, каждая грань которого имеет свое игровое значение 1 звуковая панель с различными звучащими элементами, 2 магнитный лабиринт с шарами, 3 зигзаг-лабиринт, 4 тропинки-лабиринт, 5 скользящие фигуры.

В холле ДОУ расположен Экологический уголок 

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ — одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за объектами природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Экологический уголок  создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этой зоне.

Живой уголок -самое любимое место ребят, где они могут понаблюдать за его обитателями:  черепахи, рыбки, а ещё в нашем уголке есть волнистый попугайчик и птичка  Амадин. По всему пространству расположены комнатные растения и даже есть своя мини-лаборатория для простых опытов.

Цент  художественного творчества помогает нам удовлетворять потребности детей в самовыражении, через художественную деятельность. В нем представлены разнообразные  изобразительные материалы,

предметы народно – прикладного искусства,

игровые и учебные пособия,

наглядный материал, мольберт,

место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей,

Музыкально-спортивный зал. Здесь проходят организованная образовательная деятельность, утренники, досуговые мероприятия, тематические праздники и развлечения, театрализованные представления,   родительские собрания и прочие мероприятия для родителей.

Музыкальный зал МБДОУ оснащён:

музыкальным центром,

ноутбуком

пианино,

электронное фортепиано

мультимедийным и интерактивным оборудованием

методической литературой

музыкально-дидактическими играми и пособиями,

детскими музыкальными инструментами.

различные виды театра,  ширмы,

детские карнавальные костюмы,

Центр «Физкультурный уголок» Расширение индивидуального двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности: Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия, для прыжков, для катания, бросания, ловли,  для ползания и лазания, атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм,

нетрадиционное физкультурное оборудование.

Оснащение:

Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия (мячи, прыгалки, кегли), мягкие спортивные модули,

нетрадиционное физкультурное оборудование,

спортивное оборудование (ортопедические дорожки, батуты, маты, баскетбольные стойки и т.д),

музыкальный центр, магнитофон.

Самое почетное место в нашем саду занимает  мини музей «Казачья горница», здесь собраны:

предметы декоративно-прикладного искусства,

изделия русских народных промыслов,

обшиты куклы по мотивам казачьего костюма,

собраны предметы мебели и быта казачьей семьи,

казачьи костюмы.

Благодаря музею мы повышаем  интерес детей к истории народа; развиваем представления детей об истории развития казачества. Обогащаем  знания детей об образе жизни казаков, их трудовой деятельности в старину. Знакомим детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием. Формируем  представления о различных видах труда, народных ремёсел.

В ДОУ функционируют — 5 групп полного дня:

-2 группы компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи;

-3 группы общеразвивающей направленности.

Общее количество воспитанников: 155 детей.

-3 группы кратковременного пребывания.

Общее количество воспитанников : 45 детей.

 

Для реализации задач, образовательное учреждение на протяжении всего учебного года в работе используются здоровьесберегающие технологии, личностно-развивающие, технологии сотрудничества, экологические технологии, социально-адаптивные, социоигровые технологии. Успешно участвует в городских мероприятиях и достигает положительных результатов:

Систематически, в соответствии с годовым планом и задачами ДОУ, проводятся Педагогические Советы где принимается решение к выполнению намеченных задач, семинары и консультации по темам годового плана, открытые занятия для активизации образовательного процесса.

Учитывая, что в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, начального формирования физических качеств, одной из основных задач в работе МБДОУ детского сада № 16 является сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий. Проводится просветительская работа с родителями.

Работа с детьми в ДОУ строится с учётом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах разрабатывается с учётом требований СаНПиНа. Образовательная деятельность сочетается с игровой деятельностью вне занятий.

Педагогами проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости детей: используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна. Систематически проводятся: утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.Оказывается помощь детям в овладении основами гигиенической и двигательной культуры.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по указанной проблеме проводятся семинары по привитию детям навыков здорового образа в соответствии с возрастом воспитанников.

Проводится просветительская работа с родителями по формированию здорового образа жизни: знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, общегигиеническими требованиями рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания.

Дополнительное образование представлено широким спектром услуг, в виде дополнительных бесплатных услуг:

Работа дополнительных услуг позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется развитию каждого ребенка, для этого кроме работы по программе ДОУ, организованна кружковая работа, направленная на развитие творческих способностей дошкольников. В саду работают кружки:

«Наши руки не знают скуки»;

«Юный книголюб»

«Волшебная бумага»

«Волшебная донская кисточка»

«В гостях у деда Краеведа»

«Сказка — Театрализованная ритмопластика»

Ежегодно детский сад проводит день открытых дверей, где демонстрирует работу с детьми в разных направлениях и видах деятельности.

В наше время проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

(Д.С. Лихачев)

В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус «Казачье », была разработана вариативная часть,  как приложение к  образовательной программе по реализации регионального компонента, была разработанакомплексно-целевая программа  «Край Донской — земли огромной долька ».Мы стали муниципальной опорной площадкой, для того чтобы делиться опытом с коллегами и обогащать его.

На протяжении 6-ти лет наш педагогический коллектив занимается реализацией регионального компонента в ДОУ. За основу мы взяли Программу: «Родники Дона», авторы: Р.М. Чумичева. О.Л. Ведмедь. Н.А. Платохина.

Основная цель, которой: развивать ценностно- смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом (развлечениями). Содержание региональной программы «Родники Дона» отражает региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края.

Содержание программы выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно- творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.

Очень большой опыт по реализации регионального компонента мы получили изучив программы коллективов детских садов города Новочеркасска «Донской подсолнушек», «В краю Тихого Дона», а также сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае».

В 2015 году был разработан долгосрочный проект по сетевому взаимодействию опорных детских садов по реализации казачьего компонента регионального образования

«Где песня казачья льется – там весело живется!»

отношения к культуре Донского края в процессе приобщения  к обычаям и традициям»

Актуальность данного проекта заключается в том, что приобщение, с первых лет жизни ребенка к его культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Цель проекта: реализация  содержания  работы детских садов – опорных площадок в процессе сетевого взаимодействия

Задачи проекта:

Создание условий для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе ознакомления с результатом работы детских садов – участников сетевого взаимодействия

Распространение передового педагогического опыта по реализации регионального компонента образования посредством организации совместных мероприятий;

Создание условий для обогащения представлений детей дошкольного возраста о родном крае и формирования ценностно-смыслового отношения к истории и культуре Донского края посредством их включения в систему деятельности

Организация продуктивного взаимодействия  с родителями воспитанников и социальными партнерами через их активное участие в общих мероприятиях

Принципы реализации проекта:

  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Учета этнокультурной ситуации развития детей;
  • Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Этапы  реализации проекта:

1 этап — Организационно – аналитический (сентябрь 2015г).

2 этап — Внедренческий (октябрь 2015г – март 2017г).

3 этап — Заключительно – обобщающий (апрель – май 2017г).

 

Новизна проекта: объединение работы по реализации планов опорных площадок.

Гипотеза:

Налаживание сетевого взаимодействия детских садов — опорных площадок позволит:

  • Освоить новые формы взаимодействия;
  • Расширить возможности детского сада до размеров сети;
  • Дифференцировать участников сетевого проекта в соответствии с темами опорных площадок;
  • Социально позиционировать в сфере ДО;
  • Формировать у детей и взрослых коммуникативную компетентность
  • Снизить общую нагрузку на участников сети

Формы работы:

Педагоги :

  • консультации;
  • семинары;
  • открытые мероприятия;
  • презентации;
  • создание проектов.

Родители :

  • день открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники, спектакли)
  • анкетирование и тестирование родителей
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии.

Социум :

  • Экскурсии;
  • Интерактивные лекции;
  • проведение совместных мероприятий (Дни открытых дверей, праздники, спектакли)

Дети:

  • Занятия, беседы по изучению истории и культуры донского казачества,
  • Различные виды творческой художественной деятельности детей
  • Изучение и введение в жизнь детей  казачьих игр
  • Проведение совместных праздников, развлечений, соревнований.
  • Просмотр и создание видеофильмов,  использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Экскурсии по историческим местам города
  • Детская благотворительность.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера детей.

Предполагаемый результат:

Педагоги повысят профессиональную компетентность в процессе ознакомления с результатом работы детских садов – участников сетевого взаимодействия

Материалы работы опорных площадок по сетевому взаимодействию будут размещены на сайтах ДОУ ОП и УО

Диссеминация опыта работы на городском (Августовская конференция), всероссийском уровне.

Созданы условия для обогащения представлений детей дошкольного возраста о родном крае и формирования ценностно-смыслового отношения к истории и культуре Донского края посредством их включения в систему деятельности

Организовано продуктивное взаимодействие  с родителями воспитанников и социальными партнерами через их активное участие в общих мероприятиях  (повысилась посещаемость, стали более активны)

Создание сетевого продукта – сборник методических, фото и видеоматериалов

Педагоги:

создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного города и края;

пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.;

способствуют развитию собственных традиций в совместной творческой деятельности детей, деловых взаимоотношений между детьми и взрослыми;

организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности;

активизация творческого потенциала педагогов.

Дети:

-осуществляют творческую проектную деятельность вместе со взрослым коллективно;

-проявляют интерес к истории родного города;

-у детей сформирована система представлений о родном городе (умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности города, умеют любоваться красотами города, природы, берегут природу и исторические памятники родного города);

-используют и преобразовывают свой опыт в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родители:

Родители активно участвуют в реализации проекта:

— собрали информацию об истории города, фотографии, энциклопедическую литературу;

-помогли в оформление и размножении наглядно-демонстрационного материала;

-участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;

-создают условия дома для нравственного воспитания  и личностного развития детей;

-укрепили детско-родительские отношения;

-оказывают помощь в организации действенной развивающей среды МБДОУ (в т.ч. изготовили казачьи костюмы, атрибуты к играм и т.д.)

 

Программное обеспечение:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
  • Региональная программа «Родники Дона» Чумичевой Р.М., Ведмедь О.Л. Черноивановой Н.Е.;
  • Программа Г.Ю. Цветковой «Донской подсолнушек»
  • опыт работы детских садов Ростовской области, г. Новочеркасска;
  • иллюстративные, фотоматериалы, аудио и видеоматериалы о донских казаках, городе Новочеркасске, Ростовской области;
  • Деловые игры;

интернет-ресурсы

Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников — процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Этим условиям может соответствовать только гибкая, постоянно развивающаяся система патриотического воспитания в МБДОУ.

Создание и реализация данного проекта позволяет педагогам и родителям объединиться в решении многих вопросов, стать ближе и открыться друг другу, способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, личным достижениям воспитанников в патриотическом воспитании (эрудиция детей, компетентность, любознательность), переходу детского сада из режима функционирования в режим развития.